Агибалов Ю.В., проректор по научной работе, кандидат экономических наук, доцент
МОАУ ВО «Воронежский институт экономики и социального управления»
Тема управленческой платформы исключительно актуальна и глубоко символична. 2020 год – год завершения Стратегии опережающего развития Воронежской области, принятой Воронежской областной Думой.
Владимир Наумович Эйтингон, безусловно, принял бы в ней участие. И, как всегда, в своём выступлении он детально бы остановился на положениях Стратегии, «реперных» точках, имеющих принципиальное значение и дающих ответ на вопрос: Достигнуты ли основные показатели, определяющие развитие Воронежской области. И анализ его был бы максимально объективным и критичным. В этом, я думаю, никто из присутствующих не сомневается. Нам очень хотелось, чтобы Владимир Наумович выступил сегодня. К сожалению, его нет с нами. В своих архивах я нашел его выступление на заседании Совета по кадровой политике от 28 декабря 201 года, посвященном совершенствованию государственного управления в Воронежской области. Заседание проходило в режиме видеоконференции с участием муниципалитетов, носило открытый характер и в он-лайн режиме транслировалось в сети Интернет. Владимир Наумович выступал с 30-минутным докладом, посвященным вопросам обеспечения эффективности государственного и муниципального управления Воронежской области. Сегодня мы имеем возможность услышать фрагмент этого выступления. В нём он дал оценку «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2020 года», принятой областной Думой в июне 2010 года, как СТРАТЕГИЮ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ[1]. Она ставила целью резко повысить уровень качества жизни населения и обеспечить конкурентоспособность области. Владимир Наумович видел государственное и муниципальное управление в качестве главной составляющей механизма мер по достижению стратегических целей. Он считал, что в ходе реализации Стратегии необходимо вернуть ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ВЛАСТИ. Конечным результатом реализации Стратегии должна стать оценка качества жизни населением, удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, деятельностью органов государственного и муниципального управления.
К сожалению, итоги реализации Стратегии, в отличие от Концепции Стратегии опережающего развития, в области пока широко не обсуждались. Некоторые результаты реализации Стратегии приведены в первом Разделе Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. В частности в ней было отмечено, что «по большинству стратегических индикаторов достигнуты установленные целевые значения. При этом по ключевым показателям за период 2009-2016 гг. достигнуто увеличение их значений в 2-3 раза. Заметна тенденция социально-экономического развития Воронежской области – опережающий среднероссийскую динамику рост ее экономики и уровня жизни населения. Результатом ее действия стало существенное улучшение позиций Воронежской области в Российской Федерации, Центральном федеральном округе (ЦФО) по широкому спектру показателей»[2].
Достигла ли Стратегия поставленной цели? Как повысилось качество жизни населения? На эти вопросы хотелось бы получить ответы! Не плохо бы было, в рамках Управленческой платформы обсудить итоги выполнения Стратегии опережающего развития на период до 2020 года и приоритетные направления реализации Стратегии-2035.
Исключительно актуальными являются и сегодня его предложения по совершенствованию государственного и муниципального управления.
Владимир Наумович сформулировал требования к качеству кадров:
– первое – это компетентность. Компетентность представляет собой степень сбалансированности компетенций человека, ведущего определенную деятельность, с требованиями рабочего места;
– второе – это организация труда, основанная на различных регламентах и условиях.
И компетенция, и организация труда в существенной степени зависит от современных технологических умений, от оснащенности и способности человека использовать современные информационно-коммуникационные технологии.
Он считал, что необходимо большее внимание уделять технологии отбора людей на государственную и муниципальную службу. Серьёзным условием для качественного отбора, по его мнению, является система кадрового резерва. Но с кадровым резервом необходимо работать. Резерв может быть эффективен при условии, что он привлекается к выполнению определенных задач в органах власти, активно совершенствуется за счёт обучения и стажировок. Нахождение в резерве кадров позволяет оценить не только наличие определенных компетенций, но и уровень компетентности, то есть способности выполнять определенную работу по должности. При этом, в ходе конкурсного отбора на государственную и муниципальную службу можно выявить наличие у претендента определенных компетенций, но нельзя, зачастую, сделать вывод о его компетентности. Он обоснованно считал, что органы государственного и муниципального управления недостаточно внимания уделяют вопросам наставничества, продвижения по службе. Для этого необходимо активнее использовать аттестацию, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации. Необходимо постоянно думать о компетенциях и степени подготовленности людей, которые работают в органах государственной власти и местного самоуправления. Современная
система управления требует от государственных и муниципальных служащих не только наличия качественного образования и необходимых компетенций, но и постоянного самообразования и самосовершенствования.
Владимир Наумович неоднократно говорил о необходимости разработки Стратегии формирования резерва управленческих кадров, которая должна основываться на выделении приоритетных сфер экономики, государственного и муниципального управления, на практике реализовывал свои предложения и идеи, как в процессе реализации программ Государственного плана подготовки управленческих кадров (Президентской программы) в качестве руководителя Центра подготовки управленческих кадров ВГУ, так и в рамках «Воскресного университета», организованного правительством Воронежской области для обучения по программе повышения квалификации «Эффективный менеджмент в системе государственного управления». По этой программе прошли повышение квалификации руководители исполнительных органов государственной власти и аппарата губернатора и правительства Воронежской области.
Владимир Наумович был государственным человеком. Он принимал активное участие в работе общественных советов и комиссий, проводил большой объем экспертно-аналитической работы, оказывал методическую и практическую помощь органам государственной власти области. В качестве примера можно привести его участие в разработке модели компетенций государственных служащих области, осуществляющих функции по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и реализации стратегии инвестиционного развития региона. На основе данной модели были разработаны квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам государственных служащих, показатели эффективности их деятельности.
Когда Владимира Наумовича не стало, Правительством Воронежской области в серии «Библиотека государственного гражданского служащего Воронежской области» было издано методическое пособие, связанное с работой Совета по кадровой политике в Воронежской области, посвященное Владимиру Наумовичу Эйтингону – Учителю, Гражданину и Человеку…![3]
Завершить своё выступление я хотел бы стихотворением Андрея Дементьева «Всё суета…».
Всё суета…
И только жизнь превыше,
Когда она достойна и чиста.
И кто-то в ней уже на финиш вышел.
А чья-то жизнь лишь только начата.
Всё суета…
Престижный чин и кресло,
Пускай другие гибнут за металл…
Не занимать бы лишь чужого места,
Не млеть от незаслуженных похвал.
Всё суета…
И клевета, и зависть.
И неудачи в собственной судьбе.
Лишь одного я вечно опасаюсь…
При всех властях не изменять себе!
Владимир Наумович не изменял себе! Его выступления всегда были тщательно продуманы, взвешены и критичны! Он умел радоваться успехам учеников, гордился своими учениками, был беззаветно предан своему делу, не изменял себе и своим принципам!
________________________________
[1] Закон Воронежской области от 30.06.2010 №65-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года» // Молодой коммунар, 2010. 3 июля.
[2] Закон Воронежской области от 20.12.2018 № 168-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года» // https://www.govvrn.ru, 21.12.2018.
[3] Совет по кадровой политике при губернаторе Воронежской области: практика работы и направления совершенствования / Под общ. ред. Ю.В. Агибалова. – Воронеж: Правительство Воронежской области, 2014. – 179 с. (Библиотека государственного гражданского служащего Воронежской области).